Версия сайта для слабовидящих    Стандартная версия сайта
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Поломошинский детский сад Яшкинского муниципального района"

Оцените наш сайт

Отлично

Хорошо

Неплохо

Плохо

Ужасно

Занятия по развитию речи. Воспитатель Бакулина Г.Е.



Вызывание речевой активности у неговорящего ребенка должно проходить постепенно и ненавязчиво. Взрослому необходимо запастись терпением и не пытаться форсировать события, утомляя малыша настойчивыми требованиями: "Повтори" и "Скажи". Такая позиция может вызвать только обратную реакцию - упорное нежелание малыша говорить. Родителям нужно понимать, что ребенок не говорит не потому, что не хочет, а потому, что не может, так как у него еще недостаточно подвижны губы и язык.

Итак, первая цель, которая стоит перед взрослым, занимающимся с неговорящим, но понимающим  обращенную к нему речь малышом, - вызывание звукоподражаний, лепетных и упрощенных слов по речевому образцу, данному взрослым. В процессе этих игр-занятий на первых порах следует вызывать любые голосовые реакции: и неопределенные в звуковом отношении возгласы, и вокализации (напевы), и звукоподражания. Необходимо постоянно стимулировать ребенка к речевому общению, давая малышу самые простые речевые образцы: междометия (ах, ой), звукоподражания (би-би, му-му, ко-ко), упрощенные слова (ляля, киса, бух, бай-бай, пока-пока). Важно почаще создавать ситуации, вызывающие у ребенка радость, интерес, так как лишь в этот момент есть шанс вызвать его на речевой контакт со взрослым.

Полезно показывать ребенку яркие, движущиеся, а еще лучше - звучащие игрушки, так как они неизменно вызывают интерес ребенка и провоцируют его к голосовым подражаниям.

Каждое звукоподражание, которое произнес малыш, какого бы качества оно ни было, вы должны приветствовать и не оставлять без внимания. Не жалейте похвалы, радуйтесь вместе с ребенком его даже самым маленьким достижениям.

Как только у ребенка появятся первые звукоподражания и упрощенные слова,  необходимо проводить с ним игры по развитию голоса. Голосовые упражнения предусматривают пропевание отдельных гласнх звуков ("а-а-а" - укачиваем куклу, "у-у-у" - гудит поезд, "и-и-и" - пищит мышка, "э-э-э" - рычит медведь) или звукоподражаний ("му" - мычит корова", "мяу" - мяукает кошка) голосом разной силы и высоты. Например, меняя высоту голоса, малыш вслед за вами может изображать кошку, которая зовет своего котенка: "МЯУ". А затем мяукать тоненьким голосоком за маленького котенка: "мяу". Голосом разной силы (тихо-громко) можно изображать игрушки и инструменты: вот громко стучит большой молоток: "ТУК-ТУК", а ему тихо вторит маленький молоточек - "тук-тук".

Следует развивать и дыхание. Ведь если у ребенка слабый выдох, то и голос у него будет тихим, а многие звуки вообще не получатся. Дыхание - длительный, сильный, направленный выдох - необходимо формировать, предлагая малышу подуть на горячий чай или суп, на пушистый одуванчик. Помогут в этом и такие игрушки, как дудочка, вертушка, мыльные пузыри. Можно использовать и специально изготовленные пособия: султанчики, пушинки, снежинки, вырезанные из бумаги. Пусть ребенок, выдувая воздух изо рта, губы вытягивает трубочкой, стараясь направить воздушную струю вперед. Раздувать щеки при этом нельзя. Если же ребенок все-таки надувает щеки, придерживйте их ладонями.

Голос и дыхание могут совершенстововаться не только в специально организованных играх, но и в процессе пения, поэтому очень полезно петь самим, показывая малышу пример и вызывая у него желание подражать. Вспомните, какие прекрасные колыбельные пели нам наши бабушки; сколько русских народных потешек и прибауток можно пропеть или прочитать нараспев. Например: "Петушок, петушок, золотой гребешок...", "Водичка ,водичка, умой мое личико..."

Рассказывая ребенку сказку "Колобок" или "Волк и семеро козлят", не просто проговаривайте слова песенок, которые поют герои, а именно пойте их. Вспомните старые, добрые детские песенки из своего собственного детства и пропойте их своему малышу. Услышав несколько раз мамино пение, ребенок наверняка захочет подпеть. Ведь даже неговорящий ребенок может пропеть звук: "А-а-а..." или слог "Ля-ля-ля..."

Одновременно с развитием дыхания и голоса продолжайте работу над развитием подвижности мимических, а затем и артикуляционных мышц (нижней челюсти, щек, губ и языка). В игровой ситуации показывайте малышу мимические и артикуляционные позы и движения, стимулируя ребенка повторять движения за вами. Поначалу длительно пропевайте и утрированно  артикулируйте гласные звуки А, У, И, О. Чтобы ребенку было интересно, свяжите каждый звук с какой-то игрушкой или картинкой, которую будете демонстрировать малышу перед выполнением упражнения.

Проводите артикуляционные упраженния сидя с малышом перед зеркалом так, чтобы ребенок видел и себя, и вас и мог копировать движения ваших губ, глядя на свое отражение. Перед таким занятием можете накрасить свои губя яркой помадой, чтобы привлечь внимание маленького молчуна к своим губам.

Вот описание артикуляции основных гласных звуков, которые нужно разучить с малышом в первую очередь.

Пойте: "А...а...а..." и укачивайте куклу. При этом рот должен быть широко открыт.

Поезд едет и гудит: "У...у...у..." или "Ту...у...у.." Губы сложите трубочкой и вытяните вперед.

Мышка пищит: "И...и...и..." или "Пи...и...и..." Губы растяните в улыбке.

Кукла упала ,ей больно: "О...о...о..." или "Бо-бо...о..о.." Губы вытяните вперед и округлите.

После того как ребенок научится петь отдельные гласные звуки, учите его пропевать пары звуков: АУ, УА, ИА, ИО.

Соедините артикуляционные упражнения с игрой:

- поиграйте в прятки - прячьтесь и кричите друг другу "Ау", "Ау";

- изобразите, что кукла плачет: "Ура-уа";

- ослик кричит "Иа-иа", "Ио-ио".

Кроме того, учите малыша артикуляционным играм.

Вот описание этих игр.

"Воздушный поцелуй"

Поднесите ладонь к губам, губы вытяните трубочкой и чмокните ладошку. Отведите ладонь ото рта и покажите ее.

"Покричим, как индейцы"

Откройте рот и произносите длительно звук: "А-а-а...", одновременно похлопывая ладонью по губам. В результате должен получиться прерывистый звук.

"Полакаем, как котята"

Высовывайте изо рта и втягивайте обратно широкий язык, как будто лакаете.

"Шарик"

Рот закройте, надуйте щеки и удерживайте их в таком положении несколько секунд. Если у ребенка упражнение не получается, предложите ему просто подуть, сжав в этот момент губы пальцами, в результате чего воздух изнутри "надует" щеки. Затем слегка стукните кулачками по надутым щекам: "шарик лопнет" - воздух с шумом выйдет изо рта.

"Качели"

Высуните изо рта язык и совершайте им движения вверх-вниз, как будто тянетесь языком то к носу, то к подбородку - так язычок "качается на качелях".

Полезно вместе с ребенком показывать у зеркала и разные мимические позы. Например, веселого и грустного человечка или доброго и злого. Можно и просто построить перед зеркалом смешные рожицы, как шаловливые обезьянки.

У ребенка с недостаточным развитием речи процесс обработки зрительной и слуховой информации часто бывает затруднен. То есть малыш смотрит и слушает, но не замечает, не осмысляет полученную от окружающего мира информацию. Маленького человека необходимо этому учить. Развитие внимания и памяти происходит на специальных занятиях.

В первую очередь необходимо развивать зрительное восприятие. Оно включает в себя знакомство ребенка с предметами и их изображениями. Учите малыша находить и показывать игрушку, а затем картинку, ей соответствующую, и, что очень важно, соотносить предмет и его изображение со словом-названием. Учите ребенка находить соответствия между двумя изображениями. Кроме того, развивайте зрительное внимание ребенка и умение сравнивать простые картинки.

Помогайте малышу развивать зрительную память, предлагая запомнить набор из нескольких игрушек, а потом "отгадать", какая из них спряталась, или указать, что изменилось в расположении предметов.

Последние новости:

  • 15.02.2018

    Масленица в детском саду!

    Масленица – самый весёлый, шумный, любимый, народный праздник. В масленичную неделю люди провожают зиму и встречают весну. Символами этого праздника считаются солнце, блины и чучело Масленицы. Все дети знают про масленицу, про блины, которые нужно есть и про чучело, которое нужно сжигать. Но знать это одно, а увидеть, а ещё лучше поучаствовать в этом совсем другое дело.

  • 14.02.2018

    Будущее наших детей!

    Счастливое будущее наших детей зависит от нас взрослых. 18 марта 2018 года перед каждым взрослым будет стоять не простая задача в  выборе президента страны. Педагоги Поломошинского детского сада проводят большую разъяснительную работу среди детей способствующую привлечению родителей по участию в выборной компании.